Добрый день, уважаемые читатели! Сегодня я хочу рассказать о книге Дмитрия Коткина «Жесткие переговоры». Эту книгу в электронном виде я получил от Вячеслава Панкратова, руководителя Школы менеджеров «Стратоплан» и одноименного издательства деловой литературы как компенсация тем получателям рассылки, которые не смогли пройти обучение в Школе переговоров. Тем не менее, я узнал много нового и полезного. Вот основные уроки на основе этой книги.
Урок 1. Типы переговорщиков
Переговорщики делятся на 4 категории, основываясь на манерах их поведения. Самые сложные в плане достижения переговоров – ослы, которые упрямо доказывают свою позицию, не желая сдаваться. Он ведет себя агрессивно, наполняя речь нецензурными словами. Лучший способ победить такого противника – внимательно слушать. Увидев отсутствие реакции на крик, противник потеряет интерес и примет условия противоположной стороны.
Самый легкий соперник – овца. Данный человек боится сделать лишний шаг. Изменение привычной атмосферы, особенности фигуры оппонента вызывают у переговорщика-овцы панику. Видя такого человека перед собой, стоит снять напряжение. Избегайте агрессивных методик ведения переговоров, чтобы соперник не замкнулся.
Еще один положительный персонаж – переговорщик-сова. Это умудренный опытом партнер, который не только раскроет свое видение достижения задач, но и даст совет по укреплению отношеий. К сожалению, вероятность встретить его невелика. А чтобы самому стать совой, менеджеру предстоит наработать многолетний опыт.
Замыкает четверку нейтральный персонаж с положительными и отрицательными качествами одновременно – лиса. Этот тип умеет слушать и красиво говорить. Однако главная его цель заключается в поиске выгоды для себя. Причем лиса так сладко завуалирует ее, что другая сторона заметит подвох лишь на страницах соглашения. В большинстве случаев – после подписания документов.
За время копирайтерской деятельности я встречал практически все типы переговорщиков, за исключением овец. Результаты были разными. На заре деятельности один клиент-лиса пообещал достойную оплату моей работы по написанию рекламы рассылок в социальных мессенджерах. Однако на деле он просто порвал контакты, так и не заплатив мне. А в другом случае я сумел отстоять свое право на работу в удобное для себя время у заказчика, пропагандирующего беспощадную среду.
Сам я прошел путь от овцы до осла. Частично это мне помогает, частично – нет. Главное, что я вынес на этом этапе – разговоры на повышенных тонах и в состоянии истерики ни к чему хорошему не приводит.
Урок 2. О дамах и кавалерах
Если на другом конце провода или стола женщина, у переговорщиков возникают трудности. Мужчинами правит стереотип о разгоне красавицы от спокойствия до истерики за один оборот секундной стрелки. Коткин отчасти подтверждает его, описывая женские слезы и крики как признак оскорбленной невинности. Этот прием женщины-переговорщики используют для манипуляций с целью вызвать у мужчины фразу «Все ради вас. Я согласен на ваши условия».
Вместо проявления слабости, возьмите паузу на 10-15 минут. Истерички быстро успокаиваются, если отсутствуют зрители. Иногда уместно ответить их приемом – заплакать самому. Повинуясь материнскому инстинкту, женщина будет утешать вас.
Некоторое время в моей практике встречались женщины, которые подпадали под модель «Я начальник». Проявлялось это либо в жестких условиях работы, либо в непринятии статей по заказам, несмотря на мои аргументы в пользу соблюдения ТЗ. После нескольких неудачных попыток я, как правило, отступал.
К сожалению, автор не приводит модели поведения мужчин-переговорщиков по отношению к женщинам. На мой взгляд, оно должно строиться на уважении, ведь прекрасный пол заслуживает этого.
Урок 3. На книги надейся, а сам не плошай
Вера во всесильность учебников по переговорам – самый главный миф. Принципы, изложенные в них, сработают отчасти. Причина довольно банальна – уникальность каждого человека. Поэтому боготворить ни тренера, ни авторов учебника не стоит.
Переговоры – замечательная тренировка креативности и проверка деловых способностей. Возможно, мой уважаемый читатель изобретет свой личный метод, который поможет ему в переговорах. А что касается рекомендаций специалистов – их можно и нужно использовать как основу для плодотворного взаимодействия.
Заключение
Дмитрий Коткин написал книгу простым и доступным языком. Читатель может получше узнать себя и своих партнеров. Миссия книги – подсказать ученикам, какие черты поведения стоит изменить для достижения лучшего результата. Поэтому я рекомендую книгу Дмитрия Коткина «Жесткие переговоры, или просто о сложном» целеустремленному человеку, который болеет душой за собственное дело.
Илья, спасибо на добром слове!)
ОтветитьУдалить